• В гости - к купцу

    В гости - к купцу

    В селе Устье на площади Исторической установили памятник купцу. Новую зону отдыха в райцентре создали в рамках программ «Формирование комфортной Читать далее...
  • Сельские дороги покрыли асфальтом

    Сельские дороги покрыли асфальтом

    Еще в начале осени жители Крестьянской в Устье жаловались на огромные лужи, которые было сложно обойти или объехать, а младшим Читать далее...
  • Еще звенят коклюшки

    Еще звенят коклюшки

    Несколько десятилетий назад кружевоплетение было одним из самым популярных народных промыслов нашего края. Тысячи устьянских, заднесельских, томашских, корневских, бережновских мастериц Читать далее...
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

zerУсть­ - кубинцы восстанавливают единственный в Вологодской области храм, построенный в русско­византийском стиле. Николаевская церковь в Филисове долгие годы использовалась не по назначению, была осквернена, заброшена, забыта.

Под высокими сводами Николаевской церкви особенная атмосфера. Несмотря на разруху, чувствуется ее величественность, неповторимость. Несложно представить, как здесь было красиво и умиротворенно ­ золоченый иконостас, мерцание свечей, горят лампады, идет служба, прихожане молятся, освящая себя крестным знаменем. Уникальность храма ­ в технологии строительства, выборе материалов, технических решениях. И даже сорванные в советские годы кресты, поврежденная крыша, разобранная колокольня, пробитые стены не нарушили общей целостности святыни. Как отмечают специалисты, здание неплохо сохранилось и сейчас может стать местом возрождения духовной веры.

 

Во имя Божье

История строительства Николаевской церкви связана с санкт­петербургским купцом 2­й гильдии Александром Васильевичем Красавиным, который родился и вырос в Филисове. Крестьянин Устьянской волости Кадниковского уезда смог разбогатеть на роговом производстве. В конце XIX ­ начале XX века род Красавиных, в который входило 4 семьи, относился к крупным промысловикам. Они изготавливали гребенной товар высшего сорта, занимались даже выделкой черепахового панциря. Устьянский рог в то время был более известен и популярен, чем вологодское кружево.

Александр Красавин в 20­летнем возрасте в 1872 году отправился покорять столицу. В Петербурге он быстро нашел рынки сбыта для роговых изделий и занялся торговлей. Закупал сырье и доставлял его кустарям в Филисово. На таких операциях нажил огромное состояние, имел 4 дома в Гатчине и 3 ­ в Петербурге. «В купеческих книгах имя Александра Васильевича Красавина упоминается неоднократно, ­ рассказывает его праправнук житель Санкт­Петербурга Денис Дмитровский, который в 2018 году занялся изучением своего рода и нашел много интересных фактов. ­ Прапрадед состоял в санкт­петербургском купечестве с 1900 года, имел домашнее образование, православное вероисповедание, торговал галантерейными товарами в Апраксином дворе, построил дом на Английском проспекте, 39. Купец был трижды женат, последняя супруга ­ Параскева Николаевна, дочь гатчинского купца ­ родила ему двоих сыновей, Павла и Василия. Постепенно прапрадед создал торговый дом «Красавин с сыновьями», вошел в число потомственных почетных граждан столицы, стал владельцем пароходов, открыл оптовый склад роговых изделий. У мамы дома даже сохранился совок для муки из коровьего рога и старинный рожок для обуви».

При всей своей успешной городской жизни Александр Красавин не забывал о Филисове. В деревне остался дом, где он проводил каждое лето. В 1902 году купец решает построить на родине церковь.

Богатые люди тех времен осознавали свою социальную миссию, часто занимались благотворительностью, помогали храмам, бедным, финансировали деятельность образовательных учреждений. К тому же это поощрялось законодательно. Как сообщается в «Вологодских епархиальных ведомостях» за 1909 год, которые в 90­х годах прошлого века изучали сотрудники районного краеведческого музея Светлана Алупова и Светлана Буракова, 10 деревень Устьянской волости Кадниковского уезда  ­ Филисово, Плющево, Останково, Климушино, Борисково, Белавино, Ивакино, Порохово, Лагирево и Наволок ­ были удалены от приходских церквей, полтысячи крестьян ходили в храмы за 8­9 верст. К идее создания своей духовной обители они отнеслись с большим интересом. Сначала было выбрано место для постройки кирпичного завода близ Порохова, землю под него отдали жители этого населенного пункта. Красавин заручился поддержкой родни и стал заниматься заготовкой строительных материалов ­ из Петербурга привезли цемент, железные балки и рельсы, заграничную плитку на пол. В 1905 году по плану гражданского инженера Ивана Иванова и под наблюдением губернского инженера Владимира Альберти началось возведение храма во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. За образец внешнего вида была взята церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт­Петербурге, в приходе которой находились два дома Александра Красавина.

 

С особенным великолепием и красотой

Над созданием храма в Филисове работали тверские и новгородские каменщики, костромские штукатуры. Иконостас был изготовлен в Вологде, колокола ­ на заводе Н.В. Усачева на Валдае; паникадила, подсвечники и лампады привезли из Москвы, церковную утварь  ­ из Санкт­Петербурга. Церковь возвели в короткие сроки, за 2,5 года. Она имеет форму четырехконечного креста. Длина в продольном разрезе ­ 33 метра, в поперечном ­ 20 метров, высота купола ­ 17 метров. В храме 3 престола: главный ­ в честь святителя Николая Мирликийского, правый ­ в честь святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Домиана, левый ­ в честь святого благоверного князя Александра Невского.

В 1907 году в Николаевской церкви начались богослужения. Согласно архивным данным иконостас в ней был весь золоченый, содержался в киотах за стеклами. Особое внимание на себя обращал образ Успения Божьей Матери.

Кирпичная кладка храма выполнена с применением цементного раствора, что в то время считалось достаточно редким явлением. Интересным получилось соединение средней части церкви с куполом, использовались специальные балки, которые располагались внутри стен. Таким образом удалось прочно закрепить конструкцию и не устанавливать видимые связи внутри.  Храм отапливался пятью голландскими печами и одной временной, в железном футляре, была оборудована система дымовых и вентиляционных каналов.

Особое внимание всегда привлекает внешний вид Николаевской церкви. Она построена, как упоминается в различных интернет­источниках, в византийском крестово­купольном стиле, выложена цветным кирпичом. Такая архитектура получила распространение в последней трети XIX века, когда простой и практичный способ отделки фасадов пришел на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания кладку оставляли обнаженной либо облицовывали высококачественным кирпичом, керамическими плитками, использовались терракотовые вставки, изразцы, природный камень. Это придавало зданию большую прочность в северном климате, и на строительство требовался меньший срок. По отделке храм в Филисове и доходный дом Красавина в Петербурге очень схожи.

Николаевскую церковь с южной, северной и наполовину с западной сторон обнесли каменной оградой, она служила границей для будущего погоста. Для священнослужителей неподалеку было построено два каменных одноэтажных дома. Церкви выделили 52 десятины земли (57 га), 32 из которых пожаловал Александр Красавин. На возведение храма жертвовали крестьяне всех деревень. Особенно большой вклад внесли родные Александра Васильевича. Известно, что 1500 рублей на колокол в 73 пуда дал устьянский купец Иван Никуличев.  

При всей масштабности работ, уникальности и неповторимости Николаевской церкви суждено было просуществовать чуть более 20 лет. В 30­х годах прошлого века она была закрыта, а впоследствии разорена и разрушена.

На технике  ­ в храм

Наверно, Александр Красавин в 1907 году не поверил бы, что так короток окажется век его церкви и в здание, в строительство которого вложили столько сил, будут заезжать трактора. После Октябрьской революции всё перевернулось с ног на голову. Советская власть не признавала православную веру, по всей стране закрывались храмы, стирались любые упоминания о Боге. 

По рассказам жителей деревни Филисово, с уникальной Николаевской церкви варварски сняли кресты, ее пытались разобрать на кирпич, но сделать это не удалось. Со стен срывали образа, выносили то, что могли отломать. Сначала она пустовала, потом здесь открыли клуб, затем совхоз стал использовать здание в хозяйственных целях. 

«В детстве мы приходили в церковь, под куполом тогда еще виднелись все иконы, рамы многие были целыми, местами сохранились витражные цветные стекла, ­ рассказывает жительница Порохова Галина Веселова. ­ Когда из храма сделали склад, доступ туда закрыли. В него свозили удобрения, стройматериалы, оборудование, всё, что было необходимо для сельскохозяйственной деятельности. В одном из приделов специально разобрали кирпичную кладку входа, чтобы смогла заезжать техника. Эта часть церкви пострадала больше всего.  Сейчас почти ничего не осталось от кладбища, а я еще помню, что неподалеку от храма стояли надгробия».  

Вернуть утраченное

zer2Желание восстановить церковь у жителей Филисова и тех, кто здесь родился и вырос, появилось давно. По словам благочинного Усть­Кубинского округа иерея Михаила Пинаева, с вопросами по ремонту к нему обращались многие. И вот в 2020 году к храму, как и век назад, пришли люди, только не молиться, а восстанавливать то, что было утрачено. В первую очередь решили законсервировать здание. Один из приделов церкви оказался заполнен удобрениями. Аммиачная селитра пролежала здесь десятилетия.

19 августа, в праздник Преображения Господня, в Николаевской церкви отец Михаил отслужил водосвятный молебен. Предварительно будущие прихожане встретились с иереем Валентином Полетаевым, секретарем комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации Вологодской епархии, обсудили основные моменты реставрации. Ответственным за работы был назначен Сергей Туркин. Почти каждые выходные в храме проводят субботники.  Волонтеры всё прибрали, вывезли не одну машину мусора, от земли очистили блоки основания, подсыпали фундамент, закрыли почти все окна поликарбонатом, покрасили решетки, частично убрали деревья с крыши.  «Планируем до зимы сделать временную кровлю, чтобы в здание не попадала вода. В целом у него неплохое состояние, но, чтобы восстановить святыню, требуется  много сил и средств, очень нужны пиломатериалы, кирпич, не помешают лишние рабочие руки на субботниках, ­ говорит Сергей Васильевич. ­ У меня к этой церкви особое отношение. Моего деда звали Иван Александрович Красавин, он занимался роговым промыслом, владел несколькими домами. По воспоминаниям родных, день начинал с чашки кофе, что по тем временам считалось большой редкостью. Возможно, это сын купца Красавина. Пока точных сведений нет, буду изучать родословную». Кстати, при разборе мусора волонтерам удалось обнаружить икону Богородицы.

Параллельно с ремонтными работами начался сбор документов о строительстве Николаевской церкви. Вологжанка Екатерина Ефимова, которая выросла в деревне Порохово, подготовила запрос в государственный архив Вологодской области, получила подробную справку о том, как возводился храм, о его размерах, технологии создания, планах выделения земли. Но в этих документах не оказалось проекта, чертежей, рисунков, фотографий. «Для нас сейчас важно собрать как можно больше информации о церкви, ее описаний, чтобы в случае реставрации была возможность максимально приблизиться к первоначальному виду, узнать, как выглядела обитель, как размещались кресты, купола, ­ говорит Екатерина. ­ Пока в наличии только снимок картины одного из художников, но на чем он основывался, когда писал ее в 2004 году, неизвестно. Сейчас мы ждем ответа из санкт­петербургского исторического архива. Здание было уникальным, возможно, чертежи забрали туда».

План реставрации Николаевской церкви Екатерина обсудила с Надеждой Плигиной, у которой большой опыт в восстановлении православных святынь. Ее семья долгие годы занималась возрождением Спасо­Каменного монастыря. Надежда Александровна посоветовала собрать все исторические сведения, узнать, является ли церковь объектом культурного наследия, в чьей собственности находится земельный участок, на котором она построена, дала контактные данные эксперта по реставрационным работам.  Священнослужители предложили волонтерам обратиться в Вологодскую епархию с просьбой об организации прихода. «Если будет такое разрешение, появится возможность создать некоммерческую организацию, открыть официальный счет и тогда уже объявить сбор средств на восстановление святыни. Работы очень много, но сейчас самое главное ­ сохранить то, что есть, предотвратить дальнейшее разрушение церкви», ­ уверена Екатерина Ефимова.

В октябре Николаевский храм zer3обследовал инженер­реставратор Иван Стрельбицкий. Он обозначил конструктивные дефекты, дал рекомендации по первоочередным противоаварийным работам: сделать дышащую отмостку, раскрыть поврежденные участки пола, восстановить разрушенную кладку сводов, дверные и оконные заполнения, расчистить внутрисистемные дымоходы и вентиляционные каналы. 

Новая история Николаевской церкви в Филисове, возможно, будет не менее знаменательной, чем век назад. Главное, как и раньше, она объединила людей. Впереди большое дело ­ восстановление православной святыни. Идея купца Красавина продолжает жить! А как сложилась его судьба, нам еще предстоит узнать.

Татьяна Лёзова. Фото автора.

Свежий выпуск:

  • 1
  • 2
  • 3

Наши соцсети:

 youtubeok

Ваше мнение:

Ваше любимое место в Усть-Кубинском районе?