• В гости - к купцу

    В гости - к купцу

    В селе Устье на площади Исторической установили памятник купцу. Новую зону отдыха в райцентре создали в рамках программ «Формирование комфортной Читать далее...
  • Сельские дороги покрыли асфальтом

    Сельские дороги покрыли асфальтом

    Еще в начале осени жители Крестьянской в Устье жаловались на огромные лужи, которые было сложно обойти или объехать, а младшим Читать далее...
  • Еще звенят коклюшки

    Еще звенят коклюшки

    Несколько десятилетий назад кружевоплетение было одним из самым популярных народных промыслов нашего края. Тысячи устьянских, заднесельских, томашских, корневских, бережновских мастериц Читать далее...
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6

Несколько десятилетий назад кружевоплетение было одним из самым популярных народных промыслов нашего края. Тысячи устьянских, заднесельских, томашских, корневских, бережновских мастериц с утра до вечера, а порой и до рассвета, звенели коклюшками, создавая тончайшие ажурные шали, салфетки, жилетки, воротники и километры мерного кружева. Теперь это ремесло уже не такое востребованное, давно закрылись кружевные артели, но местные мастерицы всё еще плетут.

Кружевная судьба

Валентина Миронова из села Заднее - потомственная кружевница. Ее мама в 1952 году приехала в числе 40 выпускниц вологодского училища работать в заднесельской артели. Свекровь тоже плела. Так что другой судьбы у Валентины Леонидовны и быть не могло. Валя росла, засыпая под перезвон неутомимых коклюшек, в 1979 году переступила порог местной кружевной фабрики. Три месяца ходила в ученицах, а затем начала творить сама. Первый воротник, большой, узорный, мастерица запомнила на всю жизнь. Что-то получилось в нем лучше, что-то хуже, но в целом экзамен выдержала. Вскоре смышленая девушка стала искусной рукодельницей, которой по силам узор любой сложности. Так, за коклюшками бежали дни, недели, месяцы, годы, крепло мастерство Валентины Леонидовны.

В 80-90 годы прошлого столетия вологодское кружево пользовалось большим спросом, его поставляли за границу, проворные мастерицы тогда неплохо зарабатывали. Валентину Миронову назначили бригадиром - нужно было всех сотрудниц артели и надомниц обеспечить нитками, принять у них товар, начислить зарплату. Но даже тогда кружевница успевала плести.

За верность делу, профессионализм, филигранное качество изделий заднесельской искуснице присвоено почетное звание «Мастер - золотые руки».

В 2011 году кружевное предприятие в селе Заднее закрылось, еще несколько лет Валентина Леонидовна работала в Вологде. Съездит за нитками и сколками, сплетет дома заказы и везет в областную столицу. Но и там производство кружева пошатнулось. Мастерица закончила свой профессиональный путь, но с любимым делом не рассталась. «Иногда на душе так тяжело, а сяду плести, и все печали отступают», - признается Валентина Миронова. Каждую осень ее пяльца, подушки, коклюшки, сколки, в том числе и доставшиеся в наследство от мамы, переносятся из темного чулана в самую светлую в доме комнату, к большому окну. Сейчас кружевница плетет ажурные косынки, шали, воротники, пелерины, но чаще маленькие фигурки, из которых создает сувенирные панно. Освоила современные гаджеты и часто идеи черпает в интернете, выбирает изделия замысловатые, чтобы работать было интересно. Из всех видов кружева жительница Заднего предпочитает вологодское, считает его самым привлекательным и изящным, но легко может сплести хоть фламандское, хоть елецкое, хоть любое другое - для Валентины Леонидовны нет сложных узоров, под силу любой. Несмотря на то что профессионально кружевом не занимается давно, руки помнят всё до мелочей. Свои работы мастерица дарит знакомым, иногда сдает в специализированный магазин, там кружева охотно принимают, качество у них отменное. Но цену назначают такую, что немногим покупателям по карману, разве что иностранцам, а они в Вологду сейчас заглядывают нечасто. В общем, прибыльным увлечение Валентины Мироновой не назовешь, скорее, наоборот. Хорошие льняные нити нынче дорогие, а на зиму их нужен немалый запас.

Своим уникальным умением Валентина Миронова с удовольствием делится. Проводит экскурсии в местном народном музее кружева, участвует в районных и областных выставках и мастер-классах. Если кто-то попросит объяснить азы кружевоплетения, никогда не отказывает. Вот, например, ее соседка Людмила приехала в Заднее из Магадана и прямо загорелась желанием освоить кружевоплетение. Обзавелась необходимым инструментом и материалом и принялась заниматься. Каждый день Людмила приходила к Валентине Леонидовне. Получалось не всё и не сразу, но упорная ученица не отступалась и в конце концов освоила премудрость. Наплела себе и родственникам кучу ажурных красивых вещиц. Соседка часто забегает к мастерице, чтобы проконсультироваться, обсудить витиеватый узор, обменяться сколками.

Валентина Миронова мечтает, чтобы интерес к кружеву возродился, а юные жительницы района, как их бабушки, взялись бы за коклюшки.

Увлеченная кружевом

5061 4Кружевоплетение вдохновляет не только ветеранов, но и современных рукодельниц. Вера Пухова, хорошо известная устьянским модницам портниха, освоила это искусство недавно. Она приехала в райцентр в 2013 году из Киргизии и сразу же захотела научиться плести. «Прочитала в районной газете, что в местном доме культуры работает творческий кружок, где опытная кружевница Любовь Валентиновна Фомичева делится своим мастерством со всеми желающими. Курс обучения уже начался, а мне нужно было постигать азы, что называется, с нуля. Первое время очень волновалась, что не получится, но, как оказалось, напрасно», - рассказала Вера.

Первым делом ученица обзавелась инвентарем - с этим проблем не возникло, коклюшки, пяльца остались от бабушки, она была устьянской кружевницей. Набить подушку осокой помогла Любовь Валентиновна. Вера занималась прилежно, внимательно слушала наставницу, материал закрепляла дома, усердно работала над плетешками. «Длиннющими - до самой Киргизии», - шутит она. Насновки - самый трудный кружевной элемент - покорились не сразу, пришлось покорпеть. Упорная Вера оставалась после уроков. Не бросила занятия, когда группа завершила курс и на смену ей пришла следующая. Постепенно освоила почти все премудрости изящного промысла, а со временем даже заменила свою учительницу и теперь сама ведет занятия в РДК.

Кружевоплетением Вера Пухова увлеклась всерьез. Даже признанные мастерицы высоко оценили ее ажурные работы, которые рукодельница нередко использует в своем костюме. Вере интересно не только вологодское кружево, она пробует создавать и елецкое, вятское, ижеславское. Технику плетения изучает по учебникам, интернет-лекциям. Старается придерживаться традиционных технологий изготовления. А вот сами кружева должны быть современными, актуальными, только так можно привлечь внимание молодежи к народному промыслу, убеждена рукодельница.

Вера Пухова - человек творческий, тонко чувствующий красоту, постоянно ищущий новые творческие идеи. «Огорчает, что в последнее время наметилась тенденция к упрощению. Всем хочется смастерить что-то побыстрее, поэтому появляются довольно примитивные изделия, а замысловатые, трудоемкие узоры, требующие большого внимания и мастерства, отодвигаются, забываются. Жаль, что теперь девочек в школе не учат плести кружева. А ведь такие занятия формируют важные для женщины качества - внимательность, аккуратность, терпеливость, трудолюбие. Конечно, зарабатывать на жизнь только кружевом сегодня вряд ли возможно, но научиться плести самые простые вещи под силу многим».

Полезные советы Вера находит в сети, там общается с единомышленниками, делится опытом. Недавно, например, объединившись с рукодельницами из разных городов, создала удивительной красоты панно «Цветут сады в душе у нас». Его элементы выплетены в технике исчезающего ижеславского кружева на 73 парах коклюшек. С этой работой женщины планируют поучаствовать в одной из международных выставок.

Про вологодскую вилюшку и устьянскую терку

5061 5Считается, что в России плести кружева начали в XVII веке, эта традиция пришла из Европы. Первое время за образец брали иностранные рисунки, но постепенно появлялись свои художники. Среди всего ажурного разнообразия, пожалуй, вологодское кружево самое известное в мире. Его художественные особенности сложились в XVII-XVIII веках. В 20-е годы XIX-го помещица Засецкая организовала в селе Ковырино (сейчас микрорайон Вологды) крепостную мастерскую, где плели тончайшие изделия для украшения платьев и белья. Тогда кружевоплетение и превратилось в промысел, которым стали заниматься тысячи мастериц в разных уездах.

Вологодское кружево четко делится на узор и фон. Его формы выразительно выделяются непрерывной линией - вилюшкой, ровной на всем протяжении. Вологодские искусницы создали много уникальных орнаментов со снежинками, звездочками, гусиными лапками, паучками. Сложился неповторимый манер исполнения, особенный характер рисунка с плавными линиями, изящными изгибами, мягкими переходами. Несмотря на свою ажурность, вологодское кружево всегда было довольно весомым, это связано с материалом. Лен издавна называли «северным шелком» из-за упругости и блеска, а его прочность позволяет долго сохранять форму и целостность.

В отдельный вид специалисты выделили кружево Кадниковского уезда (теперь это территория Вологодского, Сокольского, Усть-Кубинского, Харовского, Вожегодского, Сямженского районов), в XIX веке там был один из главных центров изящного народного промысла. Искусствовед Марина Сорокина в своей статье «Кадниковское кружево» рассказала об особенностях кружевоплетения в начале XX века на территории нашего района. Она пишет, что только в Уфтюгской артели трудились 920 человек из 87 селений Троицкого, Спасского, Богородского, частично Авксентьевского и Никольского сельских советов Уфтюгской волости. В 1921 году в Заднем работали 1295 кружевниц, в Устье - 1200. Среди всех кадниковских кружев лучшими и наиболее ценными считались устьянские. Местные мастерицы создавали мерное, обычно многопарное кружево разнообразных рисунков и мелкие предметы - мотивы - вставки для белья и одежды. Такая специализация складывалась исторически. В Устье и его окрестностях издавна плели на маленьких подушках, миниатюрными коклюшками, аккуратно их перебирая. Эта манера приспособлена для изготовления неширокого мерного кружева, у которого есть свое название - «устьянская терка». По сравнению с вологодской узоры в ней более изящны.

Подробно с историей кружевоплетения познакомит областной музей кружева, который располагается в самом центре Вологды. Его посетители восхищаются тонкими, изысканными работами высочайшего качества исполнения.

В нашем районе полюбоваться «нетающим инеем» можно в краеведческом музее, где кружевоплетению посвящена большая экспозиция. А в селе Заднее создан народный музей кружева, в котором не только продемонстрируют тончайшие изделия местных рукодельниц, но и организуют мастер-класс, расскажут историю развития и упадка промысла.

Не поленитесь, загляните в эти очаги культуры, убедитесь воочию, насколько богат и своеобразен наш край.

Альбина Боричева.

Фото автора и предоставлено Верой ПУХОВОЙ.

Свежий выпуск:

  • 1
  • 2
  • 3

Наши соцсети:

 youtubeok

Ваше мнение:

Ваше любимое место в Усть-Кубинском районе?